11 июн. 2011 г.

Случайные записки нехорошего человека


В моей горнице новый гость! Прошу любить и жаловать - заслуженный артист России Олег Сергеевич Кухарев, актёр Кемеровского областного театра драмы. А еще он режиссёр, телеведущий православной передачи "Дорога к храму" и дачник-огородник! Причём, самый настоящий! Не раскачивающийся в гамаке, а тот, который выращивает самые взаправдашние фрукты-овощи. И он всегда в поиске, и ему всё интересно! А еще он пишет. Что-то уже было опубликовано. Что-то впервые можно прочесть в этом блоге. Итак, уже прозвучал третий звонок ... читайте, на здоровье!


"По душам - только в пивной!" (Иосиф Бродский)
"Мы вспоминаем не то, что было, а то, что однажды вспомнили" (Анна Ахматова)




- Мир театра замкнут, и вся литература об актёрах носит анекдотичный характер – воспоминания о разных случаях! А что делать, если это единственное, что есть конкретного в нашем ремесле!



- День готовишься к спектаклю, выходишь на сцену и ... ничего! А иногда прибежишь к третьему звонку, по костюму определив, какой спектакль играем – и всё случается! В Вахтанговской студии Михаил Чехов всегда опаздывал, и Константин Сергеевич Станиславский распорядился: «Обязать его приходить за три часа, как всех!» Чехов стал приходить за три часа. Станиславский посмотрел несколько спектаклей и вывесил новый приказ: « Всем приходить за три часа, кроме М.Чехова»

- Лет тридцать назад.Мастерская художника Бачинина. Он только что вернулся с пленэра и дорабатывал этюд. На моих глазах из пятен красок возникал пейзаж. Я как-то про себя, наблюдая за ним, пробубнил: «Не понимаю, как это происходит?" Он оживился, даже заволновался: «Как хорошо, что ты меня об этом спросил!Это я тебе объясню, это просто!Лучше ты мне растолкуй, как вы актёры, надевая чужой костюм, говоря не свои слова, присваивая чужие чувства, принуждаете меня верить вам! Непостижимо!»

- Раньше за неубедительную игру артиста могли выпороть на площади. А в царской армии офицеры наказывались принудительным посещением плохих спектаклей.Тухлые яйца,гнилые помидоры – не байки.

- Я - артист вспомогательного состава Канского драматического театра. 1970 год.Мои первые сельские летние гастроли. Живём в «Доме Колхозника», вода и удобства - на улице. Договорились о бане. Заодно и постирались. Сменного белья нет, и я решаюсь добежать до гостиницы, закутавшись в простынь. На мне длинные волосы – время хиппи, щетина - уже укоренившаяся. Навстречу две бабушки, смотрят на меня в безумии, крестятся, валятся наземь: « Господи!» Через 15 минут вся деревня у «Дома Колхозника» на коленях. Мои коллеги в это время стригут, бреют, одевают меня. Только через час, не найдя в номерах никого похожего на «Спасителя», - всё успокаивается.



- «Братство Маленького Принца» (социальный проект Олега Кухарева, примечание Zabavy)

В N. . . отыграли спектакль в доме у больной девочки-олигофрена. Подхожу к машине, шофёр молится в сторону девочки, плачет. А та с крыльца машет нам.
- Володя, что такое?- спрашиваю.
- Господь прощается с нами.
- ???
- А кто ещё? Ведь она не понимает, кто вы и зачем приезжали, я знаю её – она моя родственница.

- 1978 год. Пермь. На выезде играем «Даму ― невидимку». В антракте полная перестановка за закрытым занавесом. Три звонка – поехали во второе действие! Минута, две, пять…за кулисами паника - зал никак не реагирует, а эпизод - самый смешной!События происходят в темноте со свечами: для комедии положений лучше не придумать! Доигрываем сцену, включаем свет. О! Господи! Забыли открыть занавес!!!

- 1977 год. Пермь. Сказка « О мёртвой царевне и семи богатырях». Сцена сватовства. Диалог богатырей и Царевны.
Один:Помири нас как – нибудь!
Другой:Одному женою будь,
Третий:Прочим - ласковой cестрою! Четвёртый:Что ж, качаешь головою?
На одном из спектаклей третий богатырь оговорился: «Прочим - ласковой сестрИЦЕЙ»
Четвёртый в рифму: «Что ж качаешь головИЦЕЙ?» Богатыри вместе с царевной уползли за кулисы в судорогах смеха. Опустили занавес.

- Уж не знаю насколько истинно приписываемое академику Павлову высказывание: « Три непознаваемые особи на земле – обезьяна, идиот, актёр» Отсюда, видимо, и шутка! Идиотом и актёром надо родиться.

- Два бомжа неопределимого возраста - мужчина и женщина - роются в мусорных баках. Он вытаскивает арбуз, кончиками пальцев отскребывает остатки розовой мякоти и на ладони эту влажную массу предлагает своей подруге . Она, благодарная, схлюпывает её. А, попавшую в рот косточку, зажимает между пальцами и «стреляет» в него. Таких счастливых людей я не встречал очень-очень давно...

- 27 июня 2009 года. «Хромой останется хромым, даже если первым прибежит к финишу» Так и я, сколько бы раз не произносил заимствованную из спектакля «Пигмалион» фразу Хиггинса: «Что такое жизнь, как не цепь вдохновенных безрассудств?» - останусь в берегах скучного благоразумия. « На такие деньги не разговоришься», - говорит мой другой персонаж.
...Завидую тем, кто может вот так остроумно высказаться.

- Режиссёры не любят выглядеть дураками перед актёрами и мстят им за находчивость. Диалог во время репетиции:
- Опустите глаза.
- Отдельно не получается, можно вместе с головой? – ответ, после которого гарантированно не попадёшь в следующее распределение ролей.

- После Новосибирского театрального училища по распределению поехал в Карагандинский театр. Моим соседом по коммуналке стал девяностолетний ссыльный мхатовский актёр К.М. Рауш барон Страйденберг. Разговоры с ним велись на кухне,где мы,два холостяка,варили себе похлёбку из фрикаделек. Он был учеником К.С. Станиславского. Я видел у него письма от К.С. Расписывался в книге почтальона за корреспонденцию из Америки от Ирины Шаляпиной - дочери великого баса. Видел два чемодана денег под кроватью, полученные им за переводы казахских пьес на русский язык. Получал от него 5 копеек на глазные капли за 3 копейки и ответствовал за сдачу. Имел право выбрать любую книгу из его библиотеки,а когда выбрал ничего незначащего для него и для меня американца Маршалла – он обнял меня и предложил пользоваться ею всегда.

- История от барона:
Станиславский ставил пьесу об эмигрантах. Заласканным актёрам МХАТа не давались растерянность, отчаяние в эпизоде, в котором их персонажи оказывались на перроне вокзала незнакомой им страны, где их никто не встретил. Тогда Мастер сделал то,что его система не предполагала: актёров развёл по зрительному залу, выключил свет и заставил пробираться на сцену,открыв оркестровую яму. А вместо щитов положил узкую доску,соединявшую зрительный зал со сценой, что было опасно. Через полчаса включили свет. На сцене в оторопи стояли перепуганные актёры в психофизическом самочувствии,необходимом их персонажам. И всё-же одна актриса была неубедительна.Тогда К.С. договаривается со всеми, кто был за кулисами, что чтобы он не делал - не дать возможности ей убежать! В последние годы К.С. ходил с палочкой. И он давай ею лупить бедную актрису до синяков! Та - от него! А вокруг ошарашенные, как и сама жертва, соучастники педагогического метода. У актрисы ― шок, слёзы, истерика. « Верю!Закрепите самочувствие!» - обнимая и целуя несчастную, выдохнул Отец Театра.

- 1959 год, г.Ижевск, 1 класс. В начальных классах одним из уроков был танец.«Учительница первая моя» всегда ставила меня в пару со своей дочерью - одноклассницей. Мне это не нравилось. Однажды нам было позволено самим выбрать партнёрш! И я, из-за страха не угодить учительнице, выбрал её дочь.Так,скорее всего, выглядело со стороны. На самом же деле,мне не хотелось их обидеть. Недавно, припоминая школьные годы,обнаружил,что почти никогда не ходил на вечера,а если случалось,никогда ни с кем не танцевал. Я боялся,что та девочка, которую должен был пригласить тогда,помнила мою “слабость”. Даже если забыла - я никогда не забывал.

- В пионерском лагере я впервые явил себя перед зрителями в роли Волка.Провал был грандиозный!
От волнения текст выдавливал из себя, и совершенно забыл по замыслу постановщика периодически рычать. «Спас» баянист за сценой: он озвучил за меня волчий рык так убедительно, что мы от неожиданности и страха прижались с Красной Шапочкой друг к дружке. Пацаны аплодировали.



- В Перми я приятельствовал с актёром – басом местного театра Оперы и Балета. Перед международным конкурсом вокалистов в Париже директор опрометчиво пообещал ему, если он выиграет, то любая его прихоть будет исполнена. Мой друг получил Гран - При. На банкете,по его приезду, опустили люстру в зрительном зале. И он,взобравшись на неё,летал над креслами,получал удовольствие.

- Текст для не вышедшей театральной стенгазеты к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

У моего отца парадных снимков не было, его награды за участие в ВОВ лежали в доступном месте, и мы с братом легко пользовали их для игр. Отец не возражал. Скорее всего, я их выменял на марки со временем.Думаю, что, когда он узнал об этом, то не огорчился: его отношения с властью были сложными, и знаки внимания от неё принимались без пафоса. Иначе не объяснить, почему в 70-ых годах он подал заявление о выходе из Компартии.
У него было огнестрельное ранение в живот из тех лихих молодых лет. Получил он эту пулю не на фронте, а при обстоятельствах, за которые его разжаловали. Возможно, это была дуэль.
Мама очень любила его. Иначе не родила бы шестерых детей. За всю жизнь он ни разу (!!!) не назвал её и нас, детей, по имени!!! Мы, сыновья, были у него «молекулы», а дочери – «малявки».
Он никогда не обнимал меня, и не говорил ласковых слов.Но больше,чем он, меня никто не любил. Кроме мамы,конечно. Я редко бываю на его могиле в Ижевске. В последний раз,когда я там был, в его оградке росли любимые им грибы маслята: и не ко времени, и не по почве. Так он приветствовал меня.Иначе не объяснить этой причуды.

P.S. Специально попросила выслать фотографии шуточные! Чтобы еще раз сказать, что только человек молодой, озорной и весёлый может так прикалываться и не бояться показаться смешным!

На фото:
1.Таким мог бы быть персонаж водевиля "Беда от нежного сердца"! Но режиссёру это не понравилось.Так что зритель на сцене видит режиссёрско-стоматологически одобренную улыбку!
2.Олег Кухарев в роли Короля в сказке "Кот в сапогах".
3."Саксофон" - так называется третий снимок. А музицирует персонаж из спектакля "Зойкина квартира". Фото предоставлены Олегом Кухаревым.

7 комментариев:

  1. Мальвина10:02:00

    я с таким удовольствием прочла данные заметки... и смеялась, и грустила, и сочувствовала... ЗдОрово!

    ОтветитьУдалить
  2. Мальвина10:05:00

    а насчет не бояться показаться смешным - мне кажется, на это способен только настоящий артист...актер!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо огромное, что откликнулись! Автор этих заметок сегодня в Томске. Там начались гастроли Кемеровской драмы. И сегодня - первый спектакль! "Три сестры" Антона Чехова! Олег Сергеевич играет в нём Чебутыкина. Блистательная роль.Удачи на томской сцене ему и всем нашим актёрам!

    ОтветитьУдалить
  4. Мальвина10:17:00

    Да. Удачи, аншлагов, новых поклонников театру !
    Люблю этот спектакль нашей драмы.

    ОтветитьУдалить
  5. Мальвина11:09:00

    Не помню уже какой это был год, но точно помню, что играли спектакль "Банкрот". Олег Сергеевич в роли Сысой Псоича, его молодой партнер в роли Подхалюзина. Спектакль был далеко не из первых. И вот дело к финалу. Островский написал Подхалюзину фразу, которую он говорит Сысой Псоичу: "То-то вы ни уха, ни рыла не смыслите, а еще хапанцы берете..." Но вместо этого возникает ПАУЗА! Мне казалось, что они длится целую вечность... На лице молодого актера ужас, в глазах бегущая строка - "спасите, помогите, хоть убейте не помню!!!!!!!" - от нервов он нарезает круги вокруг Олега Сергеевича, который рад бы подсказать, да ситуация больно смешная, а зритель не должен видеть его улыбку))) И тут исполнитель роли Подхалюзина выдает: "Ни рылом, ни МЯСОМ не смыслите..." Рухнул Сысой Псоич и мы все за кулисами. Ну а Островский явно перевернулся. :-))

    ОтветитьУдалить
  6. Забавная оговорка!!!!!)))))))))))))))

    ОтветитьУдалить

Чтобы подписать Ваш комментарий, откройте ниспадающее меню под полем комментария/ Выберитеь аккаунт, в котором Вы зарегистрированы. Если у вас нет регистрации ни в одном из данных аккаунтов, тогда нажмите на "НАЗВАНИЕ/URL" и просто впишите Ваше имя (а строчкой ниже же можно вписать и ваш почтовый адрес).