3 июл. 2011 г.

Взад-вперёд...



"Дорога без конца, дорога без начала и конца"...Нет! Или лучше с этого начать писать? "Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что!"...Нет. Тоже не из той оперы. Вернее, не из того спектакля... О, вспомнила! Господин спрашивает у своего слуги: "Жак, куда нам идти дальше?" Слуга: "Только вперёд, мой господин!" "Жак, а "вперёд" - это куда?" "Вперёд...? Это, значит - везде! Идём, мой господин?"


Эта фраза из спектакля "Слуга и господин" по роману Дени Дидро "Жак-фаталист и его хозяин". Люди любят пофилософствовать. Но чтобы по философскому произведению поставить спектакль, да такой, от которого невозможно оторваться - это уже не из разряда философии! Это уже другой жанр - фантастика и несбыточные мечты! Которым тем не менее удалось реализоваться усилиями режиссёра и актёров Алтайского краевого театра драмы.
История Жака и его хозяина - это история путешествия. Причём, не только физического, но и временного, в котором герои вспоминают, и рассказывают, и показывают самые важные моменты из своих жизней. И встречаются с другими людьми, которые тоже вспоминают, рассказывают и показывают свои истории. Интересно и захватывающе - до невероятности! Столько историй любви, верности и предательства в одном спектакле длительностью два часа тридцать минут - одна другой пронзительней и краше! Если устраивать по современной моде хит - парад на лучшую историю - победителя не определить! То ли это рассказ о безответной любви Господина к девушке, которая предпочла ему его друга. А потом, когда должен был родиться ребёнок, друг подстроил так, чтобы Господина "застукали" в спальне возлюбленной Господина и любовницы Друга. И суд отцом ребёнка признал того, кого застукали! И он сам, любя женщину, к которой не прикоснулся ни разу в жизни, тоже искренне стал считать мальчика своим сыном, воспитывал его и содержал.
Или история Трактирщицы о мести одной высокородной дамы своему любимому, который после страстной любви предложил дружбу. Большего оскорбления женщине, которая любит, нанести невозможно! И тогда она знакомит его с профессиональными труженицами борделя - матерью и дочерью. Обучает их манерам, строго следит, чтобы они вели себя достойно, благочестиво, великосветски. А когда вероломный бывший любовник окончательно потерял голову от дочки и женился на ней - тогда-то мстительница и открыла карты! Что этот высокородный господин к своему элитному генеалогическому древу сделал прививку беспородной дички! Изумительна сцена разоблачения этой аферы. Когда одураченный дворянин наносит пощёчину бывшей любовнице! Удар! Но по адресу это не доходит! А за спиной дворянина плашмя падает его молодая жена! Символично и точно: в этих разборках двух бывших ей досталось больше всех. Хорошо, что эта история заканчивается хорошо! Дворянин говорит потрясающую фразу о том, что он знал множество высокородных дам, которые жизнь начинали высоко, а потом падали низко. А его жена начала с падения, значит, для неё настала пора жить высоко и достойно!



И такими историями этот спектакль просто наполнен снизу доверху! К тому же все эти истории сдобрены умнейшей философией Дидро! Даже в пластических движениях - тоже философия! Весь спектакль Жак и его Господин путешествуют задом наперёд! В прямом смысле слова - идут спиной! А когда оба они гибнут, то уже там, в мире ином, они вновь продолжают путешествие! Только уже идут как принято - лицом вперёд! А вперёд, как мы выяснили в самом начале - значит, везде!
Насмотревшись философских спектаклей артистов из Барнаула, в голову сами собой стали приходить мысли.



Мысль первая: какое всё таки большое значение имеет появление одного человека, который способен изменить жизнь многих! О чём это я ? Это я о ком! О режиссёре! Стоило появиться в барнаульском театре яркому режиссёру - и театр преобразился! Один спектакль лучше другого. Актёры работают так, что невольно ищешь в программках рядом с их фамилиями перечень званий и лауреатств.
Вслед за первой, мысль вторая. Актёры меня упрекают, что я без устали пою дифирамбы режиссёрам. Что поделать! Люблю я режиссёров! И не только киношных, театральных, эстрадных и прочее! Режиссёр - это не профессия. Это форма существования в мире! Когда появляется такой человек - жизнь начинает нестись в ускоренном темпе, и всем становится интересно! Потому что человек-режиссёр знает, что нужно делать. А если и не знает, то всё равно пробует что-то делать! И делает! Просто идёт вперёд! Прямо по принципу Дидро: "Вперёд - значит, везде!" И неважно , в какой сфере работает человек-режиссёр: в искусстве, бизнесе, образовании, строительстве и так далее. Они и свою судьбу сами строят, и другим дают шанс что-то изменить.
Мысль третья: вот я сейчас сижу пишу, а у меня нет ни одной фотографии из спектакля "Слуга и господин"! Никто не фотографировал! А сама я сидела в первом ряду, и так увлеклась действом, что в голову не пришло сделать снимки хотя бы на сотовый телефон! Зато у меня есть фотографии из другого спектакля того же режиссёра Романа Феодори "Мамаша Кураж и её дети"! Это третий спектакль Феодори, который я посмотрела! Диагноз тот же: "Браво, режиссёр!" Три спектакля, три разные формы, три разных жанра. Объединяют их стильность, изысканность, профессионализм. И потрясающая театральность. Жёсткие, даже жестокие сцены в спектакле. Когда солдаты зверски насилуют младшую дочь главной героини, Когда гибнет её старший сын-любимчик. Когда она сама, чтобы спасти свою жизнь и жизнь дочери, ну, и бизнес, конечно, - отказывается от собственного сына, и его расстреливают. Все эти сцены сделаны так тонко, по-театральному, без грязи, похоти и пошлости! Но от этого сила их воздействия ничуть не меньше, если не больше!



И, мысль четвёртая. Лето! Пора делать перерыв в написании театральных текстов! Лето - время других впечатлений и наблюдений. А театру говорю: "До осени!" Очень надеюсь, что самые потрясающие впечатления от спектаклей, книг, фильмов, встреч с людьми ждут меня впереди! Ведь впереди - это везде!!!

На фотографиях: Три программки трёх спектаклей режиссёра Романа Феодори. Сцены из спектакля "Мамаша Кураж и её дети" Алтайского краевого театра драмы, режиссёр Роман Феодори. Автор снимков спектакля Фёдор Баранов

24 комментария:

  1. Мальвина07:28:00

    я очень рада, что данный театральный сезон и мне подарил возможность, как я часто говорю, "хапнуть искусства". Два года назад "траванувшись" одним из творений приглашенного редичера, мои ноги перестали нести меня в сторону театра.
    И вот пришел фестиваль и я увидела "Калигулу" - это блестящая работа режиссера и актеров, следом обменные гастроли, где я увидела 2 вышеуказанных классных барнаульских спектакля! И они тоже хороши, прежде всего, благодаря режиссеру. Нет режиссера толкового в театре - нет и театра получается...

    ОтветитьУдалить
  2. Мальвина07:30:00

    как символично я ошиблась в написании слова в фразе "приглашенный режиссер" ))))))))))))))

    ОтветитьУдалить
  3. Очень смешная оговорка! Точная и выразительная! Своеобразная игра букв! А что касается "хапнуть искусства" - как говорится: "Дай Бог, не последняя... встреча с искусством!"

    ОтветитьУдалить
  4. Мальвина07:56:00

    А в этом я совершенно уверена!!! :-) Живое, настоящее творчество сейчас востребовано и дорогу ему! Вперёд! - Значит ВЕЗДЕ! ;-)

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный14:22:00

    Забавно вы сама с собой переговариваетесь Забава Мальвиновна или Мальвина Забавовна.... И забавно, что слово "забавно" в вашем забавном блоге забавно уместно:))))))

    ОтветитьУдалить
  6. Ой, действительно, забавно!!! Вернулась из отпуска, заглянула в блог и обнаружила, что читатели решили, что я сама с собой разговариваю?! Уверяю вас, что мне и в голову бы не пришло заниматься фальсификациями! А то, что нас с Мальвиной спутали - замечательно! Потому что это подтверждает тот факт, что мы, и на самом деле, единомышленники!!!В любом случае - спасибо за мнение! Которое совершенно в стиле блога - очень забавное!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Мальвина22:02:00

    ой, как здОрово подмечено! Спасибо, уважаемый Аноним))))))))) Мы и правда команда, вот вы идейку и насчет названия подкинули. Люда, это нам знак! ;-)

    ОтветитьУдалить
  8. тынц конь лысый08:30:00

    О! Пожалуй я и тут наслежу, я же - Конь! А я вот не разделяю Вашего восторга насчет Феодори! Даже, несмотря на то, что на Маску его двинули! А Вы видели другие спектакли( не Феодори) АКТД?

    ОтветитьУдалить
  9. Да, видела! И о них промолчала! Потому что мой принцип - не надо увеличивать плохое!!! А вот когда что-то появляется хорошее - об этом и надо трубить во всеуслышанье!!! И прибудет тогда "хорошести" больше!!! И потом, я прекрасно понимаю, в каком положении сейчас находятся театры, и лишний раз пинать лежачего...

    ОтветитьУдалить
  10. Конь эстетствующий08:44:00

    Лично я видел и получше, но молчу! И вообще между Ромой и Вовой, я выберу Вову!

    ОтветитьУдалить
  11. Просто Конь08:45:00

    Войцек! Войцек! Эх, жаль, он рано умер!

    ОтветитьУдалить
  12. Я видела и "Войцека" Владимира Золотаря, и "Мамашу Кураж" Романа Феодори. Первый мне не понравился вовсе! На мой взгляд, там великолепное решение сценографическое плюс свет, звук!!!Вокруг этого и строится спектакль. А первична всё таки идея, а не фантик (прошу прощения за повторение образа), в которую она обёрнута! Хотя, конечно, никто не отменял важность грамотной упаковки спектакля! А "Мамаша Кураж" интересна своей многоходовостью! Война - это и политика, и судьбы людей, и боль и страх! И всё вместе - страшное шоу! Которое и после завершения войны продолжается. И в связи с этим - великолепны образы детей войны!Об этом спектакле можно говорить много, не буду, это всё таки блог. Но то, что оба спектакля, каждый в своё время, номинированы на "Золотую маску" - без сомнения, заслуга этих двух режиссёров!!! Рада за барнаульских актёров, которые с ними работали! Эх, кемеровские театры доживут, доскрипят ли до "Золотой маски"?!...

    ОтветитьУдалить
  13. тынц конь лысый07:11:00

    Значит видели всё-таки....не знаю, мож, я и впрямь Конь, но меня зацепило и не только обёртка,по мне та там всего полно и именно в отсутствии масштабности и глобальности смысл...."каждый человек - пропасть! Глянешь - голова закружится"....

    ОтветитьУдалить
  14. Сколько людей - столько и мнений! Может быть, я просто не совпала по внутреннему состоянию со спектаклем и с замыслом режиссёра. Кто знает...

    ОтветитьУдалить
  15. тынц конь лысый08:51:00

    Тема "Маски" интересна и мне! Что сказать? Пока не знаю, но вот Прокопьевск же получил!

    ОтветитьУдалить
  16. тынц конь лысый08:53:00

    Когда довелось увидеть её вживую, так захотелось, чтобы и в Кемерове такая была!

    ОтветитьУдалить
  17. А я "Золотую маску" видела только на картинке! Надеюсь. что Прокопьевск будет номинирован ещё раз! Интересно работает театр!

    ОтветитьУдалить
  18. тынц конь лысый10:58:00

    А я в Барнауле углядел!Посмотрел 2 акт "Мамаши" на видео, первого нет

    ОтветитьУдалить
  19. Мне повезло больше! Я и "Мамашу Кураж" смотрела "вживую", и "Войцека"!

    ОтветитьУдалить
  20. тынц конь лысый04:59:00

    А Вы "Мамашу" смотрели в Кемерове или в Барнауле?

    ОтветитьУдалить
  21. В Кемерове, в этом году во время фестиваля "Кузбасс театральный".

    ОтветитьУдалить
  22. тынц конь лысый09:40:00

    В рамках "Гастрольной карты")))) я не могу составить целостное впечатление, один акт...понимаете.Но что меня насмешило, хотя и тема совсем невесёлая - это финал! Спектакль шёл в Барнауле и когда Мамаша уходит, опускается занавес из....спектакля "Генералы песчаных карьеров", настолько узнаваемо, что прямо перебор! просто его видеть надо, там всё в граффити!

    ОтветитьУдалить
  23. О-о-о!!!! Если это так, то это нарушение одного из неписанных законов театра: нельзя смешивать реквизит и оформление из разных спектаклей идущего репертуара! Зритель ведь сразу всё видит, и ощущение вранья "смазывает" восприятие спектакля!!! Да уж...мне кажется, это происходит потому, что во главе театров сейчас стоят "дельцы без чести и совести" - дословная цитата из любимого "Обыкновенного чуда". И которые просто ни бум-бум в театре.

    ОтветитьУдалить
  24. тынц конь лысый09:12:00

    Это действительно так! Просто это очень запоминающийся занавес или как он правильно называется, такая штука, похожа на металл опускается сверху и вся в граффити!и действительно из другого, поставленного гораздо раньше спектакля!

    ОтветитьУдалить

Чтобы подписать Ваш комментарий, откройте ниспадающее меню под полем комментария/ Выберитеь аккаунт, в котором Вы зарегистрированы. Если у вас нет регистрации ни в одном из данных аккаунтов, тогда нажмите на "НАЗВАНИЕ/URL" и просто впишите Ваше имя (а строчкой ниже же можно вписать и ваш почтовый адрес).